Правовые основания и формы участия территориальной громады г. Одессы в формировании статутного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства (доклад на инициативных общественных слушаниях)

В августе 2012 г. на заседании Кабмина премьер-министр Украины Николай Азаров сказал: „Пришло время заявить: Украине нужен собственный большой флот – морской и речной. Украине нужны глубоководные порты с наилучшими условиями перевалки грузов. Почему? Мы собираемся экспортировать со временем более 20 миллионов тонн зерна? Собираемся. Мы собираемся получать ежегодно до 10 миллиардов кубометров сжиженного газа? Собираемся. Мы собираемся экспортировать миллионы тонн минеральных удобрений? Собираемся. У нас есть уникальный транспортный потенциал Днепра и Дуная? Есть. Поэтому возить собственными судами все то, что нужно нашим торговым партнерам и все то, что нужно нам – логично и выгодно”.


30 ноября во время визита в Норвегию, встречаясь с министром рыбного хозяйства и прибрежных дел Норвегии Лисбет Берг-Хансен, Николай Азаров заявил: „Мы поставили перед собой амбициозную задачу возродить свой рыболовный и торговый флот”1.

5 марта 2013 г. под председательством министра инфраструктуры Украины Владимира Козака состоялось заседание коллегии министерства в котором принял участие вице-премьер-министр Александр Вилкул. В своем выступлении он отметил, что в 2012 году переработка грузов в морских торговых портах Украины составила 109,8 млн. тонн2. По оценке участников рынка, с 1 по 25 марта 2013 года Украина экспортировала более 1 млн. тонн зерна;
в ближайшее время из портов будет вывезено еще более 464 тыс. тонн кукурузы (в ЕС, Израиль и Египет)3.

Стратегия развития морских портов Украины на период до 2038 года4 определяет морской транспортный комплекс как многофункциональную структуру, которая удовлетворяет потребности национальной экономики в транспортном обеспечении. Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии является обеспечение ежегодной переработки 210 млн. тонн грузов.

Переработкой грузов в портах обслуживание грузопотоков не ограничивается. Основную роль в транспортном обеспечении национальной экономики и интеграционных процессов Украины следует отвести морским транспортным предприятиям, как элементу многофункциональной структуры морского транспортного комплекса Украины. Морские транспортные предприятия (пароходства) – это предприятия, которые фактически оказывают транспортные услуги, связанные с перемещением грузов, пассажиров и их багажа, а также иные услуги в сфере торгового мореплавания. При этом торговое мореплавание определяется в Кодексе торгового мореплавания Украины как деятельность, связанная с использованием судов не только для оказания транспортных услуг, но и в иных хозяйственных, научных, культурных, учебных целях и спорта (ст. ст. 1, 15).

14 февраля 2013 года в Министерстве инфраструктуры в Киеве состоялось заседание „круглого стола” на тему: „Перспективы развития торгового флота Украины”. Вел заседание директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков.
Он призвал участников „круглого стола” быть реалистами в своих предложениях, учитывать то обстоятельство, что за 21 год независимости Украины государство практически не выделяло средств из бюджета на развитие торгового флота страны. Поэтому не стоит рассчитывать на госбюджет, а стоит сосредоточиться на других вариантах, мерах по созданию условий для возрождения отечественного торгового флота. Для достижения положительного результата, по его мнению, хорошо было бы заручиться поддержкой грузовладельцев и депутатского корпуса, организовать правильное информационное сопровождение, чтобы общественность понимала значение возрождения национального торгового флота для экономики страны5.

Географическое расположение г. Одессы и иных портовых городов Одесской области определяет ведущую роль региона как в создании, так и в обеспечении функционирования морского транспортного комплекса Украины. В частности – в создании и управлении морскими транспортными предприятиями, которые могут стать субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики региона. При этом следует учитывать исторические, экономические, культурные „морские” традиции и общие социально-экономические интересы территориальных громад Одесской области.

В Преамбуле Устава территориальной громады г. Одессы (далее – Устав Одессы) сказано, что целью принятия этого документа является создание необходимых условий для полной реализации членами территориальной громады г. Одессы прав на участие в осуществлении местного самоуправления. Устав Одессы предусматривает содействие развитию предпринимательства на территории города, расширению промышленного производства и предоставления услуг с целью удовлетворения хозяйственных, социально-культурных и иных потребностей членов городской громады (ч. 1, ст. 42); на территории города поощряются любые формы привлечения капиталов и инвестиций, содействующих развитию экономики города (ч. 3, ст. 42). Для достижения этой цели создаваемые коммунальные предприятия осуществляют производственную, коммерческую, научно-исследовательскую, образовательную, социально-культурную и иные,
не запрещенные законом виды деятельности, предусмотренные их
уставами (ч. 2, ст. 40).

Создание необходимых условий для полной реализации членами территориальной громады прав на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления и формы, в которых может осуществляться такое участие предусмотрено Разделом XI „Местное самоуправление” Конституции Украины, ст.ст. 13, 43, 60 Закона Украины „О местном самоуправлении в Украине”, а также Разделом IV Устава Одессы.

Так, статья 23 Устава Одессы определяет, что „общественные слушания” являются формой непосредственного участия членов городской громады в осуществлении местного самоуправления, которая предусмотрена законодательством Украины (ч. 1). Указанная статья устанавливает также процедуру организации и подготовки „общественных слушаний”, в частности „инициативных общественных слушаний”, которые проводятся по любым вопросам, которые могут быть предметом общественных слушаний, по инициативе членов городской общины (ч. 6).

Статья 2 Устава Одессы относит к вопросам местного значения те вопросы, которые связаны с жизнедеятельностью городской громады и развитием города. При этом развитие города должно быть стабильным – удовлетворяющим потребности нынешнего поколения, которое не наносит ущерба возможностям будущих поколений в удовлетворении своих собственных потребностей.

Инициативная группа предлагает расширить рамки непосредственного участия членов территориальной громады в осуществлении местного самоуправления. С этой целью предполагается привлечение органов местного самоуправления территориальной громады, членов территориальной громады и предприятий, расположенных на территории громады, к участию в формировании уставного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства – морского транспортного предприятия, которое фактически оказывает транспортные услуги, связанные с перемещением грузов, пассажиров и их багажа, а также иные услуги в сфере торгового мореплавания и является субъектом хозяйствования коммунального сектора экономики.

В соответствии с положениями Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики являются субъекты, которые действуют на основе только коммунальной собственности, а также субъекты, в уставном капитале которых часть коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает органам местного самоуправления право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов (ч. 3, ст. 24).

Примечание: смотри «Пояснительные таблицы» после текста Резолюции.

Инициативная группа предлагает членам территориальной громады – участникам инициативных общественных слушаний обсудить и принять следующую Резолюцию:

РЕЗОЛЮЦИЯ

инициативных общественных слушаний

(г. Одесса, 21 сентября 2013 г.)

Мы, члены территориальной громады г. Одессы – участники инициативных общественных слушаний,

руководствуясь действующей Конституцией Украины, в частности Разделом XI „Местное самоуправление”;

руководствуясь также действующим Законом Украины „О местном самоуправлении в Украине”, в частности статьями 9, 13, 43, 60;

принимая во внимание действующий Хозяйственный кодекс Украины, в частности статью 24;

действуя на основании, в пределах и способами, определенными действующим Уставом территориальной громады г. Одессы, в частности статьями 2, 23, 24, 25, а также Разделом VI „Материальная и финансовая основа местного самоуправления”;

принимая во внимание исторические, экономические, культурные морские традиции и общие интересы жителей Одесского региона;

с целью содействия развитию экономики города, коммунальной и социальной инфраструктуры, в частности в отрасли морской транспортной хозяйственной деятельности,

а также с целью создания необходимых условий для полной реализации членами территориальной громады прав на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления;

обсудив вопрос „Участие территориальной громады г. Одессы в формировании статутного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства”

принимаем следующие рекомендации:

1. Создание совместного коммунального пароходства – субъекта хозяйственной деятельности коммунального сектора экономики Украины – отвечает экономическим и социальным интересам территориальной громады, следовательно является вопросом местного (регионального) значения, что следует оценивать как осуществление местного самоуправления – реализацию права территориальной громады самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе – вопросы формирования его материальной и финансовой основы.

2. Непосредственное участие членов территориальной громады в формировании статутного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства является неотъемлемым правом каждого члена территориальной громады.

3. Рекомендовать Одесскому городскому совету рассмотреть вопрос о целесообразности, порядке и условиях участия в формировании статутного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства органов местного самоуправления.

4. Рекомендовать Одесскому городскому совету и инициативной группе по вопросу общественных слушаний обратиться от имени территориальной громады г. Одессы к Одесскому областному совету с предложением рассмотреть на своем пленарном заседании вопрос о проведении „консультативного опроса” касательно участия территориальных громад Одесской области в формировании статутного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства.

5. Рекомендовать Одесскому городскому совету и инициативной группе по вопросу общественных слушаний обратиться от имени территориальной громады г. Одессы с предложением рассмотреть вопрос участия в формировании статутного капитала и управлении хозяйственной деятельностью совместного коммунального пароходства:

к органам местного самоуправления территориальных громад „приморского” региона Украины;

к органам местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад „приморского” региона;

к народным депутатам Украины, которые представляют интересы граждан Украины – членов территориальных громад „приморского” региона, в частности к народным депутатам Украины – членам Парламентского объединения „Одесса” Верховной Рады Украины.

1 Вспомнили о торговом флоте // Порты Украины. – 2012. – № 10. – С. 4.

2 Приоритетная задача – реформирование отрасли // Порты Украины. – 2013. – № 2. – С. 8.

3 Погода не помешала Украине экспортировать почти 1 млн. тонн кукурузы // Моряк Украины. – 2013. – № 13.

4 Об утверждении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2018 года”: Проект распоряжения Кабинета Министров Украины от11 июля 2013 года № 548-р.

5 Петров А. Как возродить торговый флот // Порты Украины. – 2013. — № 2. – С.36-37.

Добавить комментарий